Глава XXIII
О боязни.
Слово боязнь
имеет двоякий смысл.
Есть боязнь естественная, когда душа не
хочет разлучиться с телом по естественному
сочувствию и сродству, какие Творец вложил
в душу с самого начала, — из-за коих душа
естественно страшится, мучится и
отвращается от смерти. Определение этой
боязни такое: естественная боязнь есть
усилие отстоять свое бытие по отвращению к
смерти. Ибо, если Творцом все приведено из
небытия в бытие, то естественно — все имеет
стремление к бытию, а не к небытию; и всем
тварям по естеству свойственно влечение к
тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог Слово, соделавшись человеком, имел
таковое же стремление, обнаруживая
влечение к тому, что поддерживает естество
— желал Себе пищи, пития и сна, и
естественно все это употреблял. От того же,
что гибельно для жизни, Он отвращался, как,
например, во время страдания Он
добровольно почувствовал содрогание пред
смертью. Ибо, хотя происходившее
совершалось и по закону природы, однако же
не по необходимости, как бывает с нами, так
как то, что было естественно, Он принимал на
Себя добровольно — по Своему хотению.
Поэтому самая боязнь, страх и борение —
относятся к страстям естественным,
безупречным и не подлежащим греху [1].
Есть еще боязнь, происходящая от
помрачения помыслов, неверия и неведения
часа смертного, когда, например, мы
устрашаемся ночью, если произойдет какой-нибудь
шум. Таковая боязнь — вопреки природе, и,
определяя ее, мы говорим: неестественная
боязнь есть содрогание от неожиданности.
Таковой робости Господь к Себе не допускал.
Потому Он никогда и не устрашался, как
только в час страданий, хотя неоднократно,
по планам домостроительства, скрывался (от
опасности) — ибо Он знал час Свой. А что
Господь действительно устрашился, об этом
говорит священный Афанасий в слове против
Аполлинария: «Посему Господь сказал: ныне
душа Моя возмутися
(Ин. 12, 27). Слово ныне
означает — когда восхотел; тем не менее
показывает то, что было в действительности;
ибо Господь не называл присущим Себе того,
чего в Нем не было, как будто бы речь шла
лишь о мнимо происходящем, так как все (это)
совершалось действительно и истинно». И в
другом месте — «Божество никак не приемлет
страдания без страждущего тела, не
показывает смущения и скорби без скорбящей
и смущаемой души, не тоскует и не молится
без тоскующего и молящегося ума. Впрочем, (все)
происходившее совершалось не от того, что
естество было побеждено, но для
доказательства бытия (человеческой
природы во Христе)». Выражение же: «все
происходившее совершалось не вследствие
того, что естество было побеждено» —
показывает, что Христос терпел это не
против воли [2].
[1] Максим Исповедник, Диалог с Пирром.
[2] Афанасий Александр., О спасительном пришествии Христа.