Глава XXII
О преуспеянии.
Об Иисусе Христе говорится, что Он
преуспевал премудростию, и возрастом, и
благодатию
(Лк. 2, 52) в том смысле, что,
возрастая с годами, Он, по мере возрастания,
обнаруживал премудрость, в Нем находящуюся.
Кроме того (это говорится и в том смысле),
что преуспеяние людей в премудрости и
благодати и исполнение благоволения Отца,
то есть богопознание и спасение людей, Он
делал Своим собственным преуспеянием, во
всем усвояя Себе наше. Те же, которые
говорят, что Христос преуспевал в
премудрости и благодати — как бы получая
приращение их, полагают, что соединение
произошло не с самого начала бытия плоти, и
не принимают соединения ипостасного, но,
следуя легкомысленному Несторию,
выдумывают соединение внешнее, кажущееся и
простое вселение, не разумеюще ни яже
глаголют, ни о нихже утверждают
(1 Тим. 1, 7).
Ибо, если плоть Иисуса Христа с начала
бытия своего истинно соединилась с Богом
Словом, или, лучше сказать, в Нем получила
бытие и возымела с Ним ипостасное
тождество, — то как же она могла не
обогатиться в совершенстве всякою
премудростию и благодатью? Не так, что она
только участвовала в благодати, и не так,
что лишь по благодати получила участие в
том, что принадлежит Слову, но лучше
сказать — по причине ипостасного
соединения, так как и человеческое, и
Божеское сделалось принадлежностью
единого Христа, ибо Один и Тот же был вместе
Бог и человек, — она источает миру
благодать и премудрость, и полноту всяких
благ [1].
[1] Григорий Богослов, 43, 30.