Глава XXVI
Об Антихристе
Надобно знать, что должно придти
антихристу. Конечно, всякий, кто не
исповедует, что Сын Божий пришел во плоти,
что Он есть совершенный Бог и сделался
совершенным человеком, оставаясь вместе с
тем и Богом, тот есть антихрист. Но в
собственном смысле и по преимуществу
антихристом называется тот, который придет
при кончине века. Итак, нужно, чтобы сперва
было проповедано евангелие у всех народов,
как сказал Господь, и тогда он придет для
изобличения богопротивных иудеев. Ибо
Господь говорил им: Аз приидох во имя Отца
моего и не приемлете Мене: ин приидет во имя
свое, и того приемлете
(Иоан. 5, 43). И
Апостол сказал: зане любве истины не
прияша, во еже спастися им, и сего ради
послет им Бог действо лести, во еже
веровати им лжи: да суд приимут вcи
неверовавшии истине, но благоволившие в
неправде
(2 Сол. (Фес.) 2, 11). Итак, иудеи не
приняли Того, Кто был Сыном Божиим, Господа
Иисуса Христа и Бога, а примут обманщика,
именующего себя самого богом. Что он сам
назовет себя богом, об этом ангел,
поучающий Даниила, говорит так: о бозех
отцев своих не смыслит
(Дан 11, 37). И
Апостол говорит: да никто же вас
прельстит ни по единому образу: яко аще не
приидет отступление прежде, и открыется
человек беззакония, сын погибели,
противник и превозносяйся паче всякого
глаголемого бога или чтилища, яко же ему
сести в церкви Божией, показующу себе яко
Бог есть
(2 Сол. (Фес.) 2, 3). В церкви
Божией —
не в нашей, но в древней,
иудейской; ибо он придет не к нам, но к
иудеям; не за Христа, но против Христа и
христиан; почему и называется антихристом [1].
Итак, должно, чтобы сперва было
проповедано евангелие у всех народов (Мф.
24, 14). И тогда явится беззаконник, его же
есть пришествие по действу сатанину во
всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и
во всякой льсти неправды, в погибающих, его
же Господь убиет глаголом уст своих и
упразднит явлением пришествия Своего
(2
Сол. (Фес.) 2, 9-10). Итак, не сам дьявол
делается человеком, подобно вочеловечению
Господа, — да не будет! но рождается
человек от блудодеяния и принимает на себя
все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед
развращенность будущего произволения
его, попускает дьяволу вселиться в него.
Итак, он рождается, как мы сказали, от
блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно
восстает, возмущается и делается царем. В
начале своего царствования, или вернее —
тирании он прикрывается личиною святости;
когда же сделается победоносным, то начнет
гнать Церковь Божию и выкажет всю свою
злобу. Придет же он в знамениях и чудесах
ложных,
вымышленных, а не истинных, и тех,
которые имеют слабый и нетвердый ум,
обольстит и отвратит от Бога живого, так,
чтобы были соблазнены аще возможно и
избранные
(Мф. 24, 24).
Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин (Мал.
4, 6), и обратят сердца отцов к детям, т. е.
синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к
проповеди Апостолов, и будут убиты
антихристом (Апок. 11, 3). И придет Господь с
неба таким же образом, каким Апостолы
видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11):
совершенный Бог и совершенный человек, со
славою и силою, и убиет человека
беззакония, сына погибели, духом уст своих
(2 Сол. 2, 8). Поэтому, пусть никто не ожидает
Господа от земли, но с неба, как Сам Он
утвердил это.
[1] Григорий Богослов, слово 35, Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на 2-ое послание к Солунянам.