Глава XXV
Об обрезании.
Обрезание было дано Аврааму до закона,
после благословений, после обетования, как
знак, отличающий его, детей его и
домочадцев его от народов, с которыми
обращался. Это ясно (из следующего): когда
Израиль один, сам по себе, сорок лет провел
в пустыне, не смешиваясь с другим народом,
тогда все, родившиеся в пустыне, не были
обрезаны. Когда же Иисус перевел их через
Иордан, то они были обрезаны и явился
второй закон обрезания. Ибо закон
обрезания дан при Аврааме; потом он
прекратил (свое действие) в пустыне в
течение сорока лет. И снова во второй раз
Бог дал закон обрезания Иисусу, после
перехода через Иордан, как написано в книге
Иисуса Навина: в cиe же время рече Господь
Иисусу: сотвори себе ножи каменны от камене
острого, и сед обрежи сыны Исраилевы второе
(Иис. Н. 5, 2). И немного ниже: четыредесять до и
два лета хождаше Исраиль в пустыни
Мавдаритиде: сего ради не обрезани быша
мнози от тех воинов исшедших из земли
Египетская, не послушавший заповедей
Божиих имже и определи Господь не видети
самим доброй земли, ею же клятся Господь
отцем их, дати им землю, кипящую медом и
млеком. Вместо же сих постава сыны их, ихже
обреза Иисус, яко родишася на пути не
обрезани
(Иис. Н. 5, 6-7). Поэтому
обрезание было знаком, отличающим Израиля
от народов, с которыми он обращался [1].
Обрезание было также и образом крещения.
Ибо как обрезание отсекает не полезный
член тела, но бесполезный излишек, так и
через святое крещение у нас отсекается
грех; грех же, как очевидно, есть излишек
желания, а не полезное желание. Невозможно,
чтобы кто-нибудь совсем не имел желания,
или совершенно незнаком был с
удовольствием. Но бесполезность в
удовольствии, т. е. бесполезное желание и
удовольствие, есть грех, который отсекает
святое крещение, дающее нам в качестве
знака честный крест на челе, отличающий нас
не от народов, ибо все народы приняли
крещение и запечатлены знаком креста, но в
каждом народе отделяющий верного от
неверного. Отсюда, когда явилась истина,
бесполезен образ и тень. Поэтому
обрезываться ныне излишне и противно
святому крещению. Ибо обрезывающийся должен
есть весь закон творити
(Гал. 5, 3). Господь
был обрезан для того, чтобы исполнить закон,
и соблюдал весь закон и субботу, чтобы
исполнить и утвердить закон. С того же
времени, как Он крестился и дух Святый
явился людям, сходя на Него в виде голубя, с
того времени проповедуется духовное
служение и образ жизни, и царство небесное [2].
[1] Иоанн Златоуст, XXXIX-ая беседа на Бытие.
[2] Григорий Богослов, слово 40,