Глава XXII
О законе Божием и законе греховном.
Божество — благо и преблаго; такова же и воля Его. Ибо то, что Бог желает, — благо. Закон же есть заповедь, научающая этому, чтобы мы, пребывая в нем, были в свете; нарушение заповеди есть грех. Грех же происходит от внушения дьявола и нашего непринужденного и добровольного принятия. Также и грех называется законом.
Итак, закон Божий, входя в наш ум, влечет
его к себе и возбуждает нашу совесть. А наша
совесть называется также законом ума
нашего. (С другой стороны), внушение
лукавого, т. е. закон греха, входя в члены
нашей плоти, через нее воздействует на нас.
Ибо, однажды преступивши произвольно закон
Божий и поддавшись внушению лукавого, мы
открываем этому внушению доступ (к нам),
предавши таким образом самих себя греху.
Отсюда тело наше (уже) легко влечется ко
греху. Поэтому покоящиеся в нашем теле
запах и ощущение греха, т. е. похоть и
чувственное удовольствие, называются
законом во удех плоти
нашей.
Закон ума моего, т. е. совесть,
соуслаждается закону Божию, т. е.
заповеди, и желает ее. Закон же греха, т. е.
внушение через закон, находящийся во удех,
или через похоть, чувственную склонность и
движение и через неразумную часть души, противуюет
закону ума моего,
т. е. совести и, хотя я
желаю закона Божия и люблю (его), а греха не
желаю, пленяет меня вследствие смешения (с
моими членами тела) и, через приятность
удовольствия, через похоть плоти и через
неразумную часть души, как я говорил,
обольщает меня и убеждает сделаться рабом
греху. Но немощное закона, в немже
немоществоваше
закон плотию, Бог Сына
своего посла в подобии плоти греха
(Рим.
8, 3), ибо Он воспринял плоть, но без греха; осуди
грех во плоти, да оправдание закона
исполнится в не по плоти ходящих, но по духу
(Рим. 8, 3). Ибо Дух способствует в немощех
наших
(Рим. 8, 26) и подает силу закону ума
нашего против закона, находящегося во удех
наших. (Такой именно смысл имеет вот это (изречение):
о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы;
но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании
неизголанными,
т. е. научает нас, о чем нам
должно молиться. Поэтому невозможно
исполнить заповеди Господни иначе, как
посредством терпения и молитвы.