Глава XXI
Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Бог, по благости Своей, приводит из
небытия в бытие все существующее и о том,
что будет, имеет предведение. Итак, если бы
те, которые согрешат, не имели в будущем
получить бытие, то они не имели бы
сделаться и злыми, (а потому) не было бы о
них предведения. Ибо ведение относится к
тому, что есть; а предведение — к тому, что
непременно будет. Но сперва — бытие (вообще),
а потом уже — бытие доброе или злое. Если же
для имеющих получить в будущем, по благости
Божией, бытие, послужило бы препятствием к
получению бытия то (обстоятельство), что
они, по собственному произволению, имеют
сделаться злыми, то зло победило бы
благость Божию. Поэтому Бог все, что Он
творит, творит добрым; каждый же по
собственному произволению бывает или
добрым, или злым. Отсюда, если Господь и
сказал: добрее было бы человеку тому, аще
не бы родился
(Марк 14, 21), то Он говорил
это, порицая не свое собственное творение,
а то зло, какое, возникло у Его твари
вследствие ее собственного произволения и
нерадивости. Ибо нерадивость ее
собственной воли сделала для нее
бесполезным благодеяние Творца. Так, если
кто-нибудь, кому вверены царем богатство и
власть, употребит их против своего
благодетеля, то царь, усмирив его, достойно
накажет, если увидит, что он до конца
остается верен своим властолюбивым
замыслам [1].
[1] Иоанн Дамаскин, Диалог против манихеев.