Глава VIII
В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?
Первородный есть тот, кто родился первым: или единородный, или старший из других братьев. Итак, если бы Сын Божий назывался (только) первородным, а единородным не назывался, то мы могли бы подозревать, что Он есть первородный из тварей, как бы будучи (сам) тварью. А так как Он называется и первородным и единородным, то в отношении к Нему должно сохранить оба эти понятия.
Мы называем Его «перворожденным всея
твари»
, так как и Он от Бога, и тварь от Бога,
но только Он один безлетно рожден из
сущности Бога и Отца, поэтому справедливо
называть Его Сыном Единородным,
Перворожденным, но не первосозданным. Ибо
тварь не из сущности Отца, но по воле Его
приведена из небытия в бытие. Первородным
во многих братиях
(Рим. 8, 29) он называется
потому, что, будучи Единородным и по Матери,
ибо Он приобщился подобно нам плоти и крови.
Он сделался человеком, а через Него и мы
сделались сынами Божиими, будучи
усыновлены через крещение. Он Сам по
природе — Сын Божий, сделался первородным
между нами, ставшими сынами Божиими по
усыновлению и благодати и именуемыми
братьями Его. Посему Он говорил: «восхожду
ко Отцу Моему и Отцу вашему»
; не сказал «к
Отцу нашему», но к «Отцу Моему», сообразно
со (своей) природой, и к Отцу вашему — по
благодати. И «Богу моему и Богу вашему»
, не
сказал, «Богу нашему», но «Богу моему», если
ты при посредстве тонких соображений
отделишь видимое от постигаемого умом, и «Богу
вашему», как Творцу и Господу [1].
[1] Григорий Нисский, Против Евномия, кн. 3-я.