Глава VII
К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Богородица и два ли естества висели на кресте?
(Слова) αγενητον
и
γενητον
, если пишутся с
одним ν
, относятся к естеству, что именно
обозначает несотворенное и сотворенное; но
αγεννητον
и
γεννητον
, что
произносится с двумя νν
, т. е.
нерожденное и рожденное, относятся не к
естеству, а к ипостаси. Итак, божественное
естество есть αγενητος
, т. е. несотворенное, все же (прочее), кроме
божественного естества есть
γενητα
, т. е. сотворенное.
Поэтому в божественном и несозданном
естестве созерцаются нерожденность в Отце,
ибо Он не рожден, рожденность в Сыне, ибо Он
от вечности рожден от Отца, исхождение же в
Духе Святом. Что же касается каждого вида
живых существ, то первые из них по времени
нерожденны, но и не несотворенны, потому что
они были произведены Творцом, а не родились
от подобных себе. Ибо слово
γενεσις
означает творение,
но γεννησις
, в отношении к
Богу, означает происхождение единосущного
Сына от одного только Отца; в отношении же к
телам — происхождение единосущной
ипостаси от соединения мужского пола с
женским. Отсюда мы познаем, что рождать
есть свойство не естества, а ипостаси; ибо
если бы это (т. е. рождение) было
свойством естества, то тогда в одном и том
же естестве не созерцалось бы рожденное и
нерожденное. Итак, святая Богородица
родила ипостась, познаваемую в двух
естествах, безлетно
рожденную от Отца,
а в последок дней, в (определенное) время
воплотившуюся от Нее и родившуюся во плоти.
Если же спрашивающие нас станут намекать на то, что родившийся от святой Девы (имеет в Себе) два естества, то мы скажем: да, два естества, ибо Он есть Бог и человек. Подобным же образом должно сказать и о распятии, и о воскресении, и о вознесении, ибо все это относится к естеству, а не к ипостаси. Итак, Христос, будучи в двух естествах, пострадал и был распят в том естестве, которое было способно к страданию; ибо Он висел на кресте плотью, а не Божеством. В противном случае ответят ли они нам, если мы спросим: два ли естества умерли? Нет, скажут они. Следовательно, скажем мы, не два естества и были распяты, но родился Христос, т. е. вочеловечившееся Божественное Слово, родился плотию, распят был плотию, пострадал плотию, умер плотию, в то время как Божество Его осталось бесстрастным.