Глава XXV
Об усвоении.
Должно еще знать, что усвоение бывает
двоякое: одно — естественное и
существенное, а другое — личное и
относительное. Естественное и
существенное — то, соответственно коему
Господь по человеколюбию принял естество
наше и все наши естественные свойства,
действительно и истинно став человеком и
испытав то, что принадлежит нашему
естеству. Личное же и относительное
усвоение бывает, когда кто-либо ради
известного отношения, например, ради
сострадания или любви, принимает на себя
лицо другого и вместо него говорит в
пользу его речи, к нему самому нисколько не
относящиеся. Соответственно этому, Господь
усвоил Себе и проклятие, и оставление наше,
и подобное, что не относится к естеству, —
усвоил не потому, что Он есть или соделался
таковым, но потому, что принял наше лицо и
поставил Себя наряду с нами. Вот что
означает изречение: быв по нас клятва
(Гал.
3, 13) [1].
[1] Максим Исповедник, Послание к Марину. Григорий Богослов, слово 30. Афанасий Алекс., О спасительном пришествии Христа.