Глава I
О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении.
Итак, этим нападением виновника зла —
демона человек был прельщен, не соблюл
заповеди Творца, был лишен благодати,
потерял дерзновение к Богу, подвергся
суровости бедственной жизни, — ибо это
означают листья смоковницы (Быт. 3, 7). —
облекся в смертность, то есть в смертную и
грубую плоть, — ибо это означает облачение
в кожи (Быт. 3, 21), по праведному суду Божию
был изгнан из рая, осужден на смерть и
сделался подвластным тлению. Но (и в таком
состоянии) не презрел человека Милосердый,
даровавший ему бытие и блаженное состояние,
но первоначально вразумлял его многими
способами и призывал к обращению —
стенанием и трясением (Быт. 4, 14), водным
потопом и истреблением всего почти
человеческого рода (Быт. 6, 13), смешением и
разделением языков (Быт. 11, 7–8), руководством
Ангелов (Быт. 18, 2 и др.), сожжением городов (Быт.
19, 24 и др.), прообразовательными
богоявлениями, войнами, победами,
поражениями, знамениями и чудесами,
явлением различных сил, законом и
пророками. Всем этим имелось в виду
достигнуть истребления греха,
разлившегося многоразличными потоками,
поработившего себе человека и
нагромоздившего жизнь всякого вида
пороком, а также — и возвращение человека к
блаженному состоянию. Но так как чрез грех
вошла в мир и смерть, пожирающая, подобно
дикому и неукротимому зверю, жизнь
человека, имеющему же прийти Искупителю
надлежало быть безгрешным и не подвластным
смерти, возникающей чрез грех, так как,
притом, необходимо было подкрепить и
обновить естество человеческое, самим
делом наставить его и научить пути
добродетели, отводящему от тления и
ведущему к жизни вечной, что, наконец,
открывается человеку великое море (Божия)
человеколюбия. Сам Творец и Господь
вступает в борьбу за свое создание и самим
делом становится Учителем. И так как враг
уловил человека обещанием ему
божественного достоинства, то и сам он
уловляется тем, что Божество (в Искупителе)
является под покровом плоти. И в этом
открываются вместе и благость, и премудрость,
и правда, и всемогущество Божии. Благость,
потому что Бог не презрел немощи Своего
создания, но сжалился над ним — павшим — и
простер к нему руку (помощи). Правда —
потому
что, когда человек был побежден, Бог не
другого кого делает победителем мучителя
и не силою похищает человека у смерти, но
кого некогда смерть поработила себе грехом,
того Благий и Праведный снова соделал
победителем и — что казалось невозможным —
подобным спас подобное. Премудрость —
потому
что Бог нашел благоприличнейшее
разрешение безвыходного положения. Ибо, по
благоволению Бога и Отца, единородный Сын,
Слово Божие, и Бог, сый в лоне
Бога и
Отца (Ин. 1, 18), единосущный Отцу и Святому
Духу, предвечный, безначальный, Тот, Кто был
в начале, был у Бога и Отца, и (Сам) был Богом,
во образе Божий сый
(Флп. 2, 6),
преклоняет небеса и сходит, то есть неуничижимую высоту Свою неуничиженно
уничижает, снисходит к Своим рабам
неизреченным и непостижимым снисхождением,
— ибо это и значит снисхождение.
Будучи
совершенным Богом, Он становится
совершенным человеком, — и совершается из
всего нового самое новое и единственно
новое под солнцем (Еккл. 1, 10), — в чем
открывается беспредельное могущество
Божие. Что может быть более сего — Бог
соделался человеком? И Слово плоть бысть
(Ин. 1, 14) непреложно — от Духа Святаго и Святой
Марии, Приснодевы и Богородицы. Зачавшись в
непорочной утробе Девы не от желания или
похоти, или соединения с мужем, или от
сладострастного зарождения, но от Святаго
Духа и наподобие первого происхождения
Адамова — Бог Слово, единый
человеколюбивый, является посредником
между Богом и людьми, становится послушным
Духу, врачует наше непослушание принятием
того, что подобно нам и от нас, и делается
для нас примером послушания, без коего
невозможно получить спасение [1].
[1] Григорий Богослов, слово 6 и 38. Григорий Нисский, Большое огласительное слово. 20.