Глава XXX
О предведении и предопределении.
Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.
Следует принять к сведению то, что
добродетель дана нам Богом вместе с нашей
природой и что Он сам есть начало и причина
всякого блага. И без Его содействия и
помощи для нас невозможно ни хотеть, ни
делать добра. Но в нашей власти или
остаться в добродетели и последовать Богу,
Который к ней призывает, или оставить
добродетель, т. е. жить порочно и
последовать дьяволу, который — правда, без
принуждения — нас к этому призывает; ибо
порок есть не что иное, как удаление от
добра,
подобно тому, как тьма есть удаление от
света. Итак, оставаясь верными нашей
природе, мы живем добродетельно; уклоняясь
же от своей природы, т. е. от добродетели, мы
приходим в противоестественное состояние
и становимся порочными.
Раскаяние есть возвращение, путем подвижнической жизни и трудов, из противоестественного состояния в состояние естественное и от дьявола к Богу.
Человека Бог создал мужем, наделив его Своей Божественной благодатью и через нее поставив его в общение с Самим Собою. В силу этой благодати, человек, как господин, дал имена животным, которые ему были даны, как рабы; ибо он был создан по образу Божию, одаренный разумом, мыслью и свободою, и потому естественно получил власть над земными существами от общего всех Творца и Владыки.
Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения; ибо первоначальное образование человека называется творением, а не рождением. Как творение есть первое образование человека Богом, так рождение есть преемственное происхождение одного человека от другого со времени его осуждения на смерть за преступление.
Бог поселил человека в раю, который был духовным и чувственным. В самом деле, телесно он пребывал в чувственном раю, на земле, духовно же беседовал с ангелами, возделывая божественные помыслы и ими питаясь. Он был наг, ибо был прост сердцем и вел невинную жизнь. Посредством творений он возвышался своею мыслью к Единому Творцу, и Его созерцанием услаждался и увеселялся.
А так как Бог украсил человека свободной
волей, то дал ему закон — не вкушать от
древа познания. Об этом древе мы, сколько
могли, достаточно сказали в главе О рае.
Бог дал человеку эту заповедь с таким
обещанием, что если сохранит достоинство
своей души, т. е. если будет предоставлять
победу разуму, не забудет Творца и сохранит
Его повеление, то будет причастником
вечного блаженства и будет жить во век,
став выше смерти. А если он подчинит душу
телу и предпочтет телесные наслаждения и,
не уразумев своего достоинства и,
уподобившись скотам несмысленным, сбросит
с себя ярмо Создавшего, презрит Его
Божественную заповедь, то будет повинен
смерти и подвергнется тлению и труду, влача
бедственную жизнь. В самом деле, для
человека не было полезно, чтобы он
неискушенным и неиспытанным получил
нетление, дабы он не впал в гордость и не
подвергся осуждению, одинаковому с
дьяволом; ибо последний после своего
произвольного падения нераскаянно и
неизменно утвердился во зле.
Соответственно этому и ангелы, произвольно
избрав добродетель, приобрели, при
содействии благодати, незыблемую
твердость в добре.
Поэтому нужно было, чтобы человек предварительно подвергся испытанию, ибо муж неиспытанный и неискушенный не имеет никакой цены. Нужно было, чтобы, достигнув совершенства через испытание, состоявшее в исполнении заповеди, он таким образом получил бессмертие, как награду за добродетель. В самом деле, будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворенному бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т. е. Бога, то ему стало свойственно тление, он сделался из бесстрастного подверженным страстям, из бессмертного смертным, возымел нужду в супружестве и плотском рождении, по пристрастию к жизни привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал упорно ненавидеть. Его любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения — на подобных ему людей. Так человек был побежден завистью дьявола, ибо завистливый ненавистник добра — демон, который сам за превозношение свержен был долу, не мог терпеть, чтобы мы достигли вышних благ. Почему этот лжец и прельщает несчастного [т. е. Адама] надеждою стать Богом и, возведя его до своей собственной высоты гордости, низвергает в подобную бездну падения.