назад
Клайв Стейплз Льюис. ЧУДО. (оглавление)
далее 

Первое приложение

О том, что такое "дух" и "духовный"

Надеюсь, читатель понял, что в главе IV я рассматриваю человека иначе, чем обычно рассматривают его богословы и богомолы. Мы вообще рассматриваем то или иное явление в зависимости от наших целей. Мы делим общество на мужчин и женщин, на детей и взрослых и т.д. Мы можем делить его на правителей и управляемых, можем делить по профессиям. Всё будет верно, смотря по тому, какие мы ставим цели. Когда человек для нас — свидетельство о том, что пространственно-временная природа — это ещё не всё, мы делим его на две части — принадлежащую к природе и не принадлежащую к ней; или, если вам больше нравится, на часть, непосредственно связанную с другими событиями в пространстве и времени, и на часть сравнительно независимую. Мы назвали их природной и внеприродной (сверхъестественной). Но эта вторая, внеприродная часть — тварна, вызвана к существованию другим, абсолютным Бытием. Таким образом, можно сказать, что она вне этой природы, но сама по себе, как и природа, — просто творение Божье.

Однако есть явления внеприродные в другом, абсолютном для всех смысле. Они внеположны любой и всякой природе, ибо причастны к жизни, которая не даётся тварям в акте творения. Это будет яснее, если мы возьмём для примера не людей, но ангелов. (Не важно, верит ли в них читатель — мне они сейчас нужны для ясности.) Все ангелы — и добрые, и падшие, называемые бесами, — внеприродны в первом смысле слова. Но добрые ангелы ещё и живут высшей, особой жизнью; они по собственной воле и в полной любви препоручили Господу дарованную им "природу". Конечно, все живут лишь благодаря Богу; но можно жить в Боге, это достигается лишь добровольно. Такая жизнь есть у добрых ангелов, у злых её нет. Её и должно называть сверхъестественной (здесь это уже не будет только синонимом "внеприродного").

Так и мы. Разум любого человека внеприроден, т.е. сверхъестествен в том смысле, в каком сверхъестественны и ангелы и бесы. Но если человек родился заново — как бы "вернул себя" Богу во Христе, — он живёт ещё и сверхъестественной жизнью в абсолютном смысле слова, не сотворённой, а рождённой, ибо тварь разделяет тогда рождённую жизнь Второго Лица Троицы.

Когда христианские авторы толкуют о духовной жизни (а иногда — о сверхъестественной жизни, или, как я сам в другой книге, о "Zoe"), они имеют в виду эту, абсолютную сверхъестественную жизнь, которую обретают лишь подчинив свободно всего себя жизни во Христе. Однако не все это понимают, так как во многих книгах слова "дух" и "духовный" означают первый, относительный вид внеприродной жизни, который дан человеку в момент его сотворения.

Полезно составить список всех употреблений слова "дух" и производного от него прилагательного.

1) Противоположное "телесному" или "материальному". Сюда войдут эмоции, страсти, память и т.д. От такого употребления надо отказаться. Кроме того, надо помнить, что в простой нематериальности нет ничего особенно хорошего. Нематериальные явления, как и материальные, могут быть добрыми, дурными или же никакими.

2) Сфера разума: относительный внеприродный элемент, данный человеку в момент его творения. Это употребление — самое уместное; только и здесь надо помнить, что слово "духовный" — не всегда означает "добрый". Более того, именно в этом смысле дух или очень хорош, или очень плох. Благодаря ему человек может быть или сыном Божиим, или сыном дьявола.

3) Христианское значение: жизнь, обретаемая теми, кто добровольно предал себя благодати Божией. В этом и только в этом смысле "духовное" — синоним доброго.

Не наша вина, что слова многозначны. Язык — живое существо, и слово обрастает значениями, как дерево — побегами. В сущности, это неплохо, ибо, расчленяя значения, мы узнаём и понимаем много нового. Плохо другое: спорящие стороны могут, сами того не зная, употреблять слова в разных значениях. Потому целесообразно обозначить по-разному каждое из трёх описанных употреблений. Первое можно назвать "душой", а прилагательными будут синонимы "душевный" и "психологический". Второе пусть так и будет "дух". А для третьего слова не найти. Прилагательное от него — "возрожденный" (или просто "новый"), а существительного нет [1]. И не случайно, ведь это не часть (как душа или дух) человека, а новая направленность всего, что в нём есть. В одном смысле возрождённый человек ничем не больше невозрождённого, как человек, идущий в нужную сторону, ничем не больше заблудившегося. В другом смысле — он весь иной, все части его изменились — и тело, и душа, и дух. Новая жизнь — не часть человека; и потому можно смело признать её лишь там, где возрождены все части. Духовное (употребление 2) отрезано от душевного; человек, пытающийся жить только разумом и нравственностью, вынужден видеть в страстях, воображении, чувствах — врагов, которых надо запереть или убить. У человека же возродившегося дух и душа в гармонии, ибо они — во Христе. Мы верим в воскресение всего человека, а древние считали тело лишь помехой. Видимо, это закон: чем выше мы, тем ниже мы вправе опускаться. Человек — башня, в которой снизу нельзя перейти с этажа на этаж, но все этажи доступны тому, кто наверху.

В привычном переводе Нового Завета слово "духовный" употребляется в третьем смысле; "ветхий" же, или "естественный", человек означает и человека "душевного" (смысл 1), и человека духовного (тут смысл 2).

 

 

[1] Поскольку "дух" в этом смысле означает Нового Человека (Христа, существующего в каждом совершенном христианине), некоторые богословы называют это по латыни "novitas", т. е. "новизной"

 

Hosted by uCoz