Глава 7.

О Духе Святом; доказательства из разума.

Для Слова должно быть и дыхание; ибо и наше слово не без дыхания. Но наше дыхание отлично от нашего существа: оно есть вдыхание и выдыхание воздуха, втягиваемаго и выдыхаемаго для существования тела. При произношении слова, оно делается звуком, обнаруживающим собою силу слова. И в Божием естестве, простом и несложном, должно благочестно исповедывать бытие Духа Божия, потому что Слово Его не есть недостаточнее нашего слова; но было бы нечестием думать, что в Боге Дух есть нечто отвне привходящее, как это бывает в нас, существах сложных. Напротив, как слыша о Слове Божием, не признаем Его безипостастным или таким, которое приобретается учением, произносится голосом, разливается в воздухе и исчезает, но таким, которое ипостастно существует, имеет свободную волю, - деятельно и всесильно: так, узнав, что Дух Божий сопутствует Слову и проявляет Его действие, мы не почитаем Его дыханием неипостастным; ибо таким образом мы унизили бы до ничтожества величие Божественного естества, если бы о Духе, Который в Нем, имели такое же разумение, какое имеем о нашем духе; но почитаем Его силою, действительно существующею, созерцаемою в собственном ее и особенном личном бытии, исходящею от Отца, почивающею в Слове и Его проявляющею, которая поэтому не может отделиться ни от Бога, в Котором она есть, ни от Слова, которому сопутствует, и которая не так обнаруживается, чтобы исчезнуть, но, подобно Слову, существует лично, живет, имеет свободную волю, сама собою движется, деятельна, всегда хочет добра, во всяком изволении силою сопровождает хотение и не имеет ни начала ни конца; ибо ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово - без Духа.

Таким образом, единством естества совершенно опровергается многобожие еллинов; а принятием Слова и Духа отвергается учение иудеев; и от тех и других остается то, что полезно; то есть, из учения иудеев единство естества; а из эллинизма - одно различие по ипостасям (Григорий Богослов, слово 31, 38, 41; Григорий Нисский, Большое огласительное слово, 2-3).

Если иудей начнет противоречить принятию Слова и Духа, то должно обличить его и заградить ему уста Божественным Писанием. Ибо о Слове Божественный Давид говорит: Во век Господи Слово Твое пребывает на небеси (Псад. 118,89); и в другом месте: Посла Слово Свое и исцели я (Псал. 106,20); - но слово, произносимое устами, не посылается и не пребывает во век. И о Духе тот же Давид говорит: Послеши Духа Твоего, и созиждутся (Псал. 103,30); и в другом месте: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32,6); так же и Иов: Дух Божий состворивый мя, дыхание же Вседержителево поучающее мя (Иов. 33,4); - но Дух посылаемый, созидающий, утверждающий и сохраняющий не есть дыхание исчезающее, равно как и уста Божии не член телесный: но то и другое должно разуметь благоприлично (Григорий Нисский, там же. Вавилий Великий, О Святом Духе к Амфилохию).

Contents

Hosted by uCoz