Глава 5.
Доказательство, что един есть Бог, а не многие.
Итак, достаточно доказано, что Бог есть, и что существо Его непостижимо. А что Бог един есть, а не многие, это несомненно для верующих Божественному Писанию. Ибо Господь в начале Своего законоположения говорит: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, да не будут тебе бози иныи разве Мене (Исх.20,2); и снова: Слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6,4); и у Исаии пророка: Аз Бог первый и Аз по сих, кроме Мене несть Бог (Ис. 41,4)
Прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет... и несть разве Мене (Ис.43,10-11). И Господь в святых Евангелиях так говорит к Отцу: Се есть живот вечный, да знают Тебя единаго истиннаго Бога (Иоан.17,3).
С теми же, которые не верят Божественному Писанию, мы так будем рассуждать: Бог есть совершен и не имеет недостатка и по благости, и по премудрости, и по силе, - безначален, бесконечен, присносущен, не ограничен, и, словом сказать, совершен по всему. Итак, ежели допустим многих богов, то необходимо будет признать различие между этими многими. Ибо если между ними нет никакого различия, то уже один, а не многие; если же между ними есть различие, то где совершенство? Если будет недоставать совершенства или по благости, или по силе, или по премудрости, или по времени, или по месту, то уже не будет и Бог. Тождество же во всем указывает скорее единаго Бога, а не многих.
Сверх того, если бы много было богов, то как бы сохранилась их неописуемость? Ибо где был бы один, там не был бы другой.
Каким же образом многими управлялся бы мир и не разрушился и не расстроился ли бы, когда между управляющими произошла бы война? Потому что различие вводит противоборство. Если же кто скажет, что каждый из них управляет свой частью, то что же ввело такой порядок и сделало между ними раздел? Этот-то собственно и был бы Бог. Итак, един есть Бог, совершенный, неописуемый. Творец всего, Содержитель и Правитель, превыше и прежде всякого совершенства (Григорий Богослов, слово 29)
К этому должно присоединить, что и по самой естественной необходимости единица есть начало двоицы. (Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих).