Глава 2.
О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание.
Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное - выразимое словом, так как иное дело говорить, а другое - знать. Таким образом, многое из того, что мы не ясно познаем о Боге, не может быть выражено во всем совершенстве; но как нам свойственно, так мы бываем и принуждены говорить о том, что выше нас; - так, говоря о Боге мы (приписываем Ему) сон, гнев, бес печность, руки, ноги и тому подобное. (Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 1. Григорий Богослов, слово 31).
Что Бог безначален, бесконечен, вечен, присносущен, несоздан, неизменяем, непреложен, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неограничен, беспределен, неведом, непостижим, благ, праведен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Всепромыслитель, Всевладыка и Судья, - это мы и знаем, и исповедуем, равно как и то, что Бог есть един, т.е. одно существо; что Он познается и есть в трех ипостасях (лицах), т.е. в Отце, и Сыне и Святом Духе; что Отец, Сын, и Дух Святый суть едино по всему, кроме нерождения, рождения и исхождения; что Единородный Сын, и Слово Божие, и Бог, по благоутробию Своему, ради нашего спасения, по благоволению Отца и содействием Святаго Духа, бессеменно зачавшись, нетленно родился от Святой Девы и Богородицы Марии через Духа Святаго, и соделался из нее совершенным человеком; и что Он есть вместе и Бог совершенный, и человек совершенный, из двух естеств, Божества и человечества, и (познается) из обоих естеств, одаренных умом и волею, деятельных и самовластных, кратко сказать со вершенных по определению и понятию каждаго, т.е. Божества и человечества, но в одной сложной ипостаси. Что Он, сверх того, и алкал, и жаждал, и утруждался, и распялся, и действительно приял смерть и погребение, и воскрес тридневен, и восшел на небеса, откуда к нам приходил и опять придет, - об этом свидетельствует и Божественное Писание, и весь собор Святых.
Что же есть существо Божие, или как Он есть во всем, или каким об разом Единородный Сын и Бог, уничижив Себя, соделался человеком из девственных кровей, т.е. иным сверхъестественным законом, или, как Он ходил по водам немокрыми ногами; того мы не знаем и изречь не можем. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что Самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета. (Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих, 1-2).