Глава XVIII
О речениях, употребляемых о Христе.
Речений, употребляемых о Христе — четыре рода. Одни приличествуют Ему до вочеловечения; другие — в соединении (естеств), третьи — после соединения, четвертые — после воскресения.
Речений, (приличествующих
Христу) до вочеловечения, имеется шесть
видов. Первые из них обозначают
нераздельность естества и единосущие с
Отцем, как напр.: Аз и Отец едино есма
(Иоан.
10, 30). Видевый Мене, виде Отца
(Иоан. 14, 9). Иже
во образе Божий сый
(Фил. 2, 6) и подобные
им.
Вторые речения обозначают совершенство
ипостаси, как напр.: Сын Божий и образ
ипостаси Его
(Евр. 1, 3) Велика совета
Ангел, чуден Советник
(Ис. 9, 6) и тому
подобные.
Третьи обозначают взаимное
проникновение ипостасей, как напр.: Аз во
Отце и Отец во Мне
(Иоан. 14, 10), и
неразлучное пребывание (одной ипостаси в
другой), как напр. (выражения): слово,
премудрость, сила, сияние. Ибо слово — в уме
(я разумею слово в его сущности), а также и
премудрость, сила — в сильном, сияние — в
свете пребывают неразлучно, изливаясь из
них [1].
Четвертые обозначают, что Христос — от
Отца, как Своего Виновника, напр. Отец Мой
болий Мене есть
(Иоан. 14, 28). Ибо от Отца Он
имеет бытие и все, что имеет; бытие через
рождение, а не через создание: Аз изыдох
от Отца и приидох
(Иоан. 16, 27-28). И Аз
живу Отца ради
(Иоан. 6, 57). Все, что Он
имеет, имеет не через уделение и не через
научение, но как от Виновника; напр.: не
может Сын о Себе творити ничесоже, аще не
еже видит Отца творяща
(Иоан. 5, 19). Ибо
если нет Отца, то нет и Сына. Сын — от Отца,
во Отце и вместе со Отцем, а не после Отца.
Равным образом и то, что делает, делает от
Отца и вместе с Ним; ибо одно и то же, не
подобное только, но то же самое хотение,
действование и могущество Отца, Сына и Святаго
Духа [2].
Пятые обозначают, что желание Отца
исполняется через действование Сына, но не
как через орудие или раба; но как через
существенное и ипостасное Его Слово,
Мудрость и Силу, потому что во Отце и Сыне
созерцается одно движение; напр.: вся Тем
быша
(Иоан. 1, 3). Посла Слово свое, и
исцели я
(Пс. 106, 20). Да знают, яко Ты Мя
послал ecи
(Иоан. 11, 42).
Шестые (употребляются о Христе)
пророчески. Из них одни (говорят) о будущем,
как напр.: яве приидет
(Пс. 49, 3); и
изречение Захарии: се Царь твой грядет
Тебе
(Зах. 9, 9), также Михея: се Господь
исходит от места Своего: и снидет, и
наступит на высоты земные
(Мих. 1, 3). Другие же
говорят о будущем, как о прошедшем; напр.: Сей
Бог наш. Посем на земли явися и с человеки
поживе
(Варух. 3, 36,38). Господь созда Мя
начало путей своих в дела Своя
(Прит. 8,
22). Сего ради помаза Тя. Боже, Бог Твой
елеем радости паче причастник Твоих
(Пс.
44, 8) и тому подобные.
Речения, приличествующие Христу до соединения (естеств), конечно, могут относиться к Нему и после соединения; а приличествующие по соединении никоим образов неприложимы к Нему до соединения, разве только пророчески, как мы сказали. Речений, приличествующих Христу в соединении (естеств), три вида. Когда ведем речь, (исходя из понятия) о высшей части (Его существа), то говорим об обожествлении плоти, соединении с (предвечным) Словом и превознесении (ее) и т. п., показывая (этим) богатство, сообщенное плоти через соединение и тесную связь ее с высочайшим Богом-Словом.
Когда же (исходим из понятия) о низшей части, то говорим о воплощении Бога-Слова, вочеловечении, истощании, нищете, уничижении. Ибо это и подобное приписывается Слову и Богу вследствие соединения Его с человечеством. Когда же (имеем в виду) обе части вместе, то говорим о соединении, общении, помазании, тесной связи, сообразовании и т.п. На основании этого третьего рода (речений) употребляются и предыдущие два. Ибо через соединение показывается, что имеет каждое (естество) от соприкосновения и теснейшего сочетания с другим. Так, говорится, что вследствие ипостасного соединения, плоть обожествилась, сделалась Богом, причастная по Божеству Слову; а Бог — Слово воплотился, сделался человеком и был называем тварью и зовется последним, не потому, что два естества преложились в одно сложное естество, ибо невозможно, чтобы в одном естестве были одновременно противоположные естественные свойства, но потому, что два естества ипостасно соединились и имеют проникновение друг в друга неслиянно и неизменно. Проникновение же произошло не со стороны плоти, но со стороны Божества; ибо невозможно, чтобы плоть проникла через Божество, но Божеское естество, однажды проникшее через плоть, дало и плоти неизреченное проникновение в Божество, что мы и называем соединением [3].
Должно знать, что и в первом, и втором виде речений, приличествующих Христу в соединении, замечается взаимность. Ибо когда ведем речь о плоти, то говорим об обожествлении, соединении со Словом, превознесении и помазании. Все это исходит от Божества, но созерцается относительно плоти. Когда же ведем речь о Слове, то говорим об истощении, воплощении, вочеловечении, уничижении и. т. п.; все это, как мы сказали, переносится от плоти к Слову и Богу, ибо Он Сам добровольно претерпел это.
Речений, приличествующих Христу, по
соединении, — три вида. Первый вид речений
указывает на Его Божеское естество, напр.: Аз
во Отце и Отец во Мне
(Иоан. 14, 10); Аз и
Отец едино есма
(Иоан. 10, 30). И все, что
приписывается Ему до вочеловечения, может
быть приписано Ему и после вочеловечения,
кроме того, что Он (до вочеловечения) не
принимал плоти и ее естественных свойств.
Второй указывает на Его человечество,
напр.: что Мене ищете убити
(Иоан. 7, 19), человека,
иже истину вам глаголах
(Иоан. 8, 40). И
это: тако подобает вознестися Сыну
Человеческому
(Иоан. 3, 14), и т.п.
[В частности] то, что говорится или
написано о словах или делах Спасителя
Христа, как человека, (подразделяется) на
шесть видов. Одно Он делал и говорил
сообразно с естеством (человеческим), в
целях домостроительства; сюда относятся: рождение
от Девы, возрастание и преуспеяние
сообразно с годами, голод, жажда, утомление,
слезы, сон, пригвождение, смерть и тому
подобное, все, что является естественными и
беспорочными страстями. Хотя во всех этих
состояниях имеется налицо соединение
Божества с человечеством, однако веруется,
что все это поистине принадлежит телу, ибо
Божество не терпело ничего такого, а только
устрояло через это наше спасение. Другое
Христос говорил или делал для вида; как,
например спрашивал о Лазаре: где положисте
его?
(Иоан. 11, 34); подходил к смоковнице (Мф.
21, 19); уклонялся или незаметно отступал (Иоан.
8, 59); молился (Иоан. 11, 42); показывал вид, что
хочет идти далее (Лук. 24, 28). В этом и
подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог,
ни как человек, но поступал по-человечески,
применительно, где требовала нужда и
польза; так, например, Он молился, чтобы
показать, что Он не — противник Богу,
почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал,
не потому, что не знал, но для того, чтобы
показать, что Он, будучи Богом, есть и
воистину человек; уклонялся, чтобы научить
нас — не подвергать себя безрассудно
опасностям и не предавать себя (на произвол)
[4]. Иное по усвоению и
относительно; например: Боже мой, Боже мой!
Векую мя ecи оставил?
(Мф. 27, 46) и это: не
ведевшаго греха по нас грех сотвори
(2
Кор. 5, 21); и это: быв по нас клятва
(Гал. 3,
13); и это: Сам Сын покорится Покоршему Ему
всяческая
(1 Кор. 15, 28). Ибо Он никогда не
был оставлен Отцом, ни как Бог, ни как
человек; не был ни грехом, ни клятвою и не
имеет нужды покоряться Отцу. Ибо, как Бог,
Он равен Отцу и ни враждебен, ни подчинен
Ему; а как человек, Он никогда не был
непослушным Родителю, чтобы иметь нужду
покоряться Ему. Следовательно, Он говорил
так, усвояя Себе наше лицо и ставя Себя
наряду с нами. Ибо мы были повинны греху и
проклятию, как непокорные и непослушные и
за это оставленные (Богом) [5].
Иное (говорится об Иисусе Христе) в мысленном разделении. Так, если в мысли разделить то, что в действительности неотделимо, т. е. плоть от Слова, то Он называется рабом и неведущим; ибо имел (также) рабское и неведущее естество, и если бы плоть Его не была соединена с Богом-Словом, то была бы рабскою и неведущею; но по причине ипостасного соединения с Богом-Словом, она не была неведущею. В том же смысле Он называл Отца Богом Своим [6].
Иное (Христос говорил и делал) для того,
чтобы открыть Себя нам и удостоверить; напр.:
Отче, прослави мя ты славою, юже имех у
Тебе, прежде мир не бысть
(Иоан. 17, 5)! Ибо
Он был и есть прославлен; но слава Его не
была нам открыта и удостоверена. (Сюда
также относятся) и слова Апостола: Наречением
Сыне Божий в силе по Духу святыни, из
воскресения от мертвых.
(Рим. 1, 4). Ибо
через чудеса, воскресение из мертвых
пришествие Святаго Духа было явлено и
удостоверено миру, что Он есть Сын Божий. (Сюда
относятся также) и слова: преспеваше
премудростию и благодатию
(Лук. 2, 52) [7].
Иное, (наконец, Он говорил), усвояя Себе
лицо иудеев и причисляя Себя к ним, как,
например, Он говорит самарянке: вы кланяетеся,
его же не весте: мы кланяемся, его же вемы,
яко спасение от Иудей есть
(Иоан. 4, 22).
Третий род речений (приличествующих
Христу по соединении естеств) показывает
одну ипостась, указывая (в то же время) на
оба естества; например: Аз живу Отца ради: и
ядый Мя, и той жив будет Мене ради
(Иоан. 6,
57). Иду ко Отцу, и ктому не видите Мене
(Иоан.
16, 10). Также: не быша Господа славы распяли
(1 Кор. 2, 8). Еще: никтоже взыде на небо,
токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый
на небеси
(Иоан. 3, 13) и т.п.
Из речений (приличествующих
Христу) по воскресении, иные приличествуют
Ему, как Богу; например крестяще их во имя
Отца, и Сына, и Святаго Духа
(Мф. 28, 19),
т. е. во имя Сына, как Бога. И еще: се Аз с
вами есмь во вся дни до скончания века
(Мф. 28, 20) и т. п.,
ибо, как Бог, Он всегда с нами.
Иные же приличествуют Ему, как человеку;
например, ястеся за нозе Его
(Мф. 28, 9); и
еще: и ту Мя видят
(Мф. 28, 10) и т. п.
Речений, приличествующих Христу по
воскресении, как человеку, — различные
виды. Одни, хотя воистину приличествуют Ему,
но не по естеству, а по домостроительству (спасения)
в удостоверение того, что воскресло то
самое тело, которое пострадало; (сюда
относятся): язвы, употребление пищи и питья
после воскресения. Другие приличествуют
Ему истинно и по естеству; например, переход
без затруднения из одних мест в другие,
прохождение сквозь запертые двери. Иные (выражают
сделанное Им лишь) для вида (применительно
к нам); например, творяшеся далечайше ити
(Лук.
24, 28). Иные приличествуют тому и другому
естеству вместе, как например: всхожду ко
Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и
Богу вашему
(Иоан. 20, 17); также: внидет
Царь славы
(Пс. 23, 7); еще: седе одесную
величествия на высоких
(Евр. 1, 3). Иные же
приличествуют Ему, как поставляющему Себя
наряду с нами, (приличествуют) при
мысленном разделении (одного естества от
другого), как например: Богу моему и Богу
вашему
(Иоан. 20, 17).
Итак, все высокое должно приписывать Божескому естеству, бесстрастному и бестелесному; все же уничиженное — человеческому; все же вообще — сложной природе, т. е. единому Христу, который есть Бог и человек; и также должно знать, что то и другое принадлежит единому и тому же Господу нашему Иисусу Христу. Ибо, зная, что свойственно каждому (естеству), и видя, что свойственное тому и другому естеству Свершается Одним, будем веровать правильно и не погрешим. Из всего этого узнается различие соединенных естеств и то, что, как говорит божественный Кирилл, Божество и человечество по естественному качеству не одно и то же. Однако, один есть Сын, и Христос, и Господь; а так как Он — один, то и лицо Его — одно, ипостасное соединение никоим образом не разделяется через признание различия естеств.
[1] Кирилл Александр. Сокровище, 34.
[2] Григорий Богослов, слово 29.
[3] Григорий Богослов, слово 32.
[4] Григорий Богослов, слово 29.
[5] Григорий Богослов, слово 29.
[6] Григорий Богослов, слово 29.
[7] Иоанн Златоуст, 11-ая беседа на послание к Римлянам.