Глава XVI
Об иконах.
Так как некоторые порицают нас за то, что
поклоняемся и воздаем почитание
изображению Спасителя и Владычицы нашей, а
также и прочих святых и угодников
Христовых, то пусть услышат они, что Бог в
начале сотворил человека по образу
Своему
(Быт. 1, 26). Отсюда не ради ли того мы
кланяемся друг другу, что сотворены по
образу Божию? Ибо, как говорит
богоглаголивый и многосведущий в
божественном Василий, честь, воздаваемая
образу, переходит на первообраз.
Первообраз же есть то, что изображается, с
чего делается снимок. Ради чего Моисеев
народ отовсюду поклонялся скинии, носившей
образ и вид небесного, даже более всего
творения? Действительно, Бог говорит
Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу
показанному ти на горе
(Исх. 25, 40). А
также херувимы, осенявшие очистилище, не
были ли делом рук человеческих? А
знаменитый храм во Иерусалиме? Не
рукотворенный ли он и не устроен ли
искусством человеческим? [1].
Божественное Писание осуждает тех,
которые поклоняются кумирам и приносят
жертвы демонам. Приносили жертвы эллины,
приносили и иудеи, но эллины — демонам, а
иудеи — Богу. И жертвоприношение эллинов
было осуждаемо и отвергаемо; жертва же
праведных благоугодна Богу. Ибо Ной принес
жертву, и обоня
Бог воню благоухания
(Быт. 8, 21), одобряя благоухание доброго
расположения и любви к Нему. Языческие же
кумиры, как изображавшие демонов, были
отвергнуты и запрещены.
Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. Но так как Бог, по своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как (являлся) Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания. Без сомнения, часто, не имея в уме (мысли) о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании и павши — поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается. Ибо чем различается крест, не имеющий изображения Господа, от креста, имеющего (его)? То же должно сказать и о Богоматери. Ибо честь, воздаваемая ей, возводится к Воплотившемуся от нее. Подобным образом подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству, к соревнованию, к подражанию их добродетели и к прославлению Бога. Ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усердным из соработников, доказывает любовь к общему Владыке, и честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. И это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на восток, о поклонении кресту и о многом другом, подобно этому [2].
Рассказывается некоторая история, что царствовавший в эдесском городе Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.
А что Апостолы передали очень многое без
письма, об этом свидетельствует Павел,
Апостол языков: темже убо, братце, стойте
и держите предания, имже научистеся, или
словом, или посланием нашим
(2 Сол. (Фес.)
2, 15). И к Коринфянам он пишет: хвалю же вы,
братие, яко, вся моя помните, и якоже предах
вам, предания держите
(1 Кор. 11, 2).
[1] Василий Великий, О Святом Духе, 18.
[2] Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик и О Святом духе, 18, 27.