Глава XII
О поклонении на восток.
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т. е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа.
Итак, так как Бог есть духовный свет
(1
Иоан. 1, 5) и Христос в Писании называется Солнцем
правды
(Мал. 4, 2) и Востоком
(Зах. 3, 8),
то и должно посвятить для поклонения Ему
восток. Ибо все прекрасное должно
посвящать Богу, от Которого щедро
изливается всякое благо. И божественный
Давид говорит: Царства земная пойте Богу,
воспойте Господеви, восшедшему на небо
небесе на востоки
(Пс. 67, 33 — 34). И еще
Писание говорит: насади Бог рай во Едеме
на востоцех и введе тамо человека, егоже
созда
(Быт. 2, 8), (и) его согрешившего
изгнал и всели прямо рая сладости
(Быт.
3, 24), без сомнения, на западе. Итак,
отыскивая древнее (наше) отечество и
устремляя к нему взоры, мы поклоняемся Богу.
И скиния Моисеева имела завесу и чистилище
на восток; и колено Иудино, как имевшее
предпочтение пред другими, располагалось
на восток; и в знаменитом храме соломоновом
врата Господни находились на востоке. Но и
Господь распятый взирал на запад, и таким
образом мы поклоняемся, устремляя к Нему
взоры. И восходя (на небо), Он возносился к
востоку, и так Ему поклонились апостолы, и
Он такожде приидет, имже образом
видели
Его идуща на небо
(Деян. 1, 11), как сказал
и Сам Господь: Якоже молния исходит от
восток и является до запад, тако будет и
пришествие Сына человеческого
(Матф. 24,
27). Итак, ожидая Его пришествия, мы
кланяемся на восток. Таково же и
незаписанное предание апостолов. Ибо они
многое передали нам без писания [1].
[1] Василий Великий. О Святом Духе, гл. 27.