Глава XXVIII
О тленности и нетлении.
Слово тленность
имеет два значения.
Прежде всего, оно означает страдательные
состояния человека, каковы: голод, жажда,
утомление, прободение гвоздями, смерть или
разлучение души с телом, и тому подобное.
Соответственно этому значению слова мы
называем тело Господа тленным, ибо все это
Он воспринял добровольно. Но с другой
стороны, тление означает также совершенное
разложение тела на стихии, из коих оно
составлено, и его разрушение, каковое
многими лучше называется истлением. Этого
истления не испытывало тело Господа, как
говорит пророк Давид: яко не оставиши
душу Мою во аде, ниже даси Преподобному
Твоему видети истления
(Пс. 15, 10).
Итак, нечестиво утверждать, согласно с
мнением безумного Юлиана и Гайяна, что тело
Господа и до воскресения было нетленно — в
первом значении слова тление. Ибо если бы
оно было нетленно, то не было бы одинаково с
нашей сущностью, и в таком случае то, о чем
говорит Евангелие, как о совершившемся —
алкание, жажда, гвозди, прободение ребра,
смерть, — совершилось бы лишь призрачно, а
не в действительности. Если же (все это)
совершилось призрачно, то и тайна
домостроительства нашего спасения
является лишь ложью и представлением на
сцене, и Господь призрачно, а не поистине
соделался человеком, и мы спасены
призрачно, а не действительно. Но — да не
будет сего, — и те, которые говорят это, да
лишатся участия в спасении! Мы же получили
истинное спасение и получим.
Соответственно же второму значению слова тление,
мы исповедуем, как предали нам богоносные
отцы, — что тело Господа нетленно, или
неистленно. Но мы утверждаем также, что
после воскресения Спасителя из мертвых
тело Господа нетленно и в первом значении.
И нашему телу Господь даровал через Свое
тело воскресение и затем — нетление, Сам
сделавшись для нас Начатком воскресения,
нетления и бесстрастия. Подобает бо
тленному сему облещися в нетление
(1 Кор.
15, 53) — говорит божественный Апостол.