Глава IV
О взаимном сообщении свойств.
Мы уже много раз говорили, что одно —
сущность, а другое — ипостась, и что
сущность означает вид общий, обнимающий
ипостаси одного вида, как, например — Бог,
человек, а ипостась обозначает неделимое,
например — Отца, Сына, Духа Святаго, —
Петра, Павла. Поэтому должно знать, что
имена Божества и человечества указывают на
сущности или на естества; имена же Бог
и
человек
употребляются и об естестве, когда,
например, говорим, что Бог есть существо
непостижимое и что Бог — один, — но
понимается оно и в смысле ипостасей, когда
частное принимает имя общего, когда,
например, Писание говорит: сего ради
помаза Тя, Боже, Бог твой
(Псал. 44, 8). В
данном случае именем Бога Писание
обозначило Отца и Сына. Когда же Писание
говорит: человек некий бяше во стране
Авситидийстей
(Иов. 1, 1), то под словом человек
оно разумеет одного только Иова.
Поэтому, признавая в Господе нашем Иисусе Христе два естества и одну ипостась, сложенную из обоих естеств, — когда имеем в виду естества, называем (их) Божеством и человечеством; когда же разумеем ипостась, составившуюся из (двух) естеств, то называем Его или Христом — от обоих естеств вместе, также — Богочеловеком и Богом воплотившимся, или же — от одного из составляющих Его естеств — называем Его то Богом и Сыном Божиим только, то человеком и Сыном Человеческим только; в одних случаях — только от высших, а в других — от низших Его свойств. Ибо один и тот же одинаково есть Сын Божий и Сын Человеческий: Сыном Божиим пребывает вечно от Отца безвиновно, Сыном же Человеческим сделался напоследок по человеколюбию [1].
Но, говоря о Божестве Его, мы не
приписываем Ему свойств человечества. Так,
мы не говорим, что Божество подлежит
страданию или что Оно сотворено. Равным
образом, и говоря о плоти, или о
человечестве Его, мы не приписываем им
свойств Божества, не говорим, например, что
плоть Его, или человечество, не сотворена. В
отношении же ипостаси, — даем ли ей
наименование, заимствованное от обоих
естеств, ее составляющих, или же — от одной,
— мы приписываем ей свойства обоих естеств.
Так Христос, — имя, означающее то и другое
естество в совокупности, — называется и
Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданию и неподверженным.
Так же, когда Он по одному из
составляющих Его естеств (т. е. Божескому)
именуется Сыном Божиим и Богом, тогда
принимает свойства соприсущего естества,
то есть плоти. Так, Он называется Богом —
страждущим и Господом славы — распятым, —
не поскольку Он — Бог, но поскольку Он же
Сам есть и человек. Равным образом, когда
Христос называется человеком и Сыном
Человеческим, Он принимает свойства и
отличия Божеского естества и (именуется)
предвечным Младенцем, безначальным
человеком, — не поскольку Он — Младенец и
Человек, но поскольку, будучи предвечным
Богом, стал напоследок Младенцем. И таков
способ взаимного сообщения (свойств), когда
каждое из обоих естеств передает другому
свои свойства по причине тождества
ипостаси и взаимного проникновения
естеств. Поэтому мы можем говорить о Христе:
Сей Бог наш на земли явися и с человеки
поживе
(Вар. 3, 36, 38); а также: человек этот
не создан, не подвержен страданию и
неописуем.
[1] Григорий Богослов, слово 29.