Глава XXVII
О том, в силу чего мы свободны.
Мы утверждаем, что свобода связана с
разумом, и что тварям свойственно
изменение и превращение. В самом деле, все,
что произошло от другого, —
изменяемо,
так как необходимо должно быть изменяемым
то, что получило свое начало вследствие
изменения, а изменение и бывает в том
случае, когда что-либо из небытия переходит
в бытие или когда из данного вещества
образуется что-либо другое. Но по
изложенным здесь способам телесного
изменения изменяются неодушевленные
предметы и неразумные животные; разумные
же существа изменяются по произволу.
Разумному существу принадлежат две
способности — созерцательная и деятельная.
Созерцательная способность постигает
природу сущего, деятельная же способность
обдумывает поступки и определяет для них
правильную меру. Созерцательную
способность называют разумом
теоретическим, деятельную же — разумом
практическим; созерцательную способность
называют также мудростью, деятельную же —
благоразумием. Итак, всякий обдумывающий
свои действия, так как выбор действия
зависит от него, обдумывает их затем, чтобы
решенное при таком обдумывании выбрать и,
выбрав, исполнить. Если же это так, то
разумному существу с необходимостью
усвояется и свобода, ибо оно или не будет
разумным, или, если разумно, то будет
господином своих действий и свободным [1].
Отсюда следует также то, что неразумные существа не имеют свободы, ибо они скорее управляются природою, чем сами управляют ею. Поэтому они не противодействуют естественному пожеланию, но коль скоро пожелают чего-либо, стремятся к действию. Человек же, как разумное существо, скорее управляет природою, чем управляется ею. Поэтому, пожелав чего-либо, он, по произволу, имеет возможность и подавить пожелание, и последовать ему. По этой же причине неразумные существа не заслуживают ни похвалы, ни порицания; человека же и хвалят, и порицают. Должно заметить, что ангелы, как существа разумные, свободны и, как твари, изменяемы. Это показал дьявол, который от Творца создан добрым, и отпадшие вместе с ним силы, т. е. демоны, тогда как прочие чины ангелов пребыли в добре.
[1] Немезий. 41, Migne, 773–776. Перевод, 180–182.