Глава IV
О дьяволе и демонах.
Из этих ангельских сил тот ангел, который
стоял во главе надземного чина [1]
и которому Бог вверил охранение земли, не
был создан злым по природе, но был добрым и
создан для добра, и не получил в себя от
Создателя и следа зла. Но он не вынес света
и чести, которую ему даровал Творец, но по
самовластному произволению обратился от
того, что согласно с природой, к тому, что
противоестественно, и возгордился против
Творца своего — Бога, восхотев восстать
против Него, и первый, отступив от блага,
впал в зло. Ибо зло не есть что-либо иное,
как лишение добра, подобно тому, как и тьма
есть лишение света, ибо благо есть духовный
свет; равным образом и зло есть духовная
тьма. Итак, будучи создан от Творца светом и
быв благим, — ибо виде Бог вся, елика
сотвори, и се добра зело
(Быт. 1, 31), —
он по
свободной воле сделался тьмою. Им увлечено,
ему последовало и с ним ниспало
бесчисленное множество подчиненных ему
ангелов. Таким образом они, имея одинаковое
с ангелами естество, сделались злыми, по
произволению, самовольно уклонившись от
блага ко злу [2].
Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских]. При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением.
Ни Ангелы Божии, ни демоны не знают таким образом будущего, однако предсказывают: Ангелы — когда Бог открывает им и повелевает предсказывать; почему и сбывается то, что они говорят. Предсказывают же и демоны — иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они, как мы сказали, много раз говорят и правду. Кроме того, они знают и Писание.
Итак, все пороки вымышлены ими, а также и нечистые страсти; и хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит — выдержать или не выдержать их нападение; поэтому дьяволу, демонам его и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное мучение.
Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти [3].
[1] Григорий Богослов, слово 2.
[2] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 4.
[3] Немезий, О природе человека, 1.