Глава I
О веке.
Сущий прежде веков, Сам сотворил века. О
нем божественный Давид говорит: от века и
до века Ты ecи
(Пс. 89, 3). И божественный
Апостол: Им же и веки сотвори
(Евр. 1, 2).
Однако, должно знать, что слово
век
—
многозначаще: оно обозначает очень многое.
Ибо веком называется и жизнь каждого
человека, веком называется и тысячелетнее
время. Также веком именуется и вся
настоящая жизнь, веком — также и будущая,
нескончаемая по воскресении (Мф. 12, 32; Лук. 20,
35–36). Веком опять называется не время и не
какая-либо часть времени, измеряемая
движением и течением солнечным, т. е.
составляемая днями и ночами, но то, что
продолжается наравне с вечным, как бы некое
временное движение и протяжение, которое
тянется подле и вместе с тем что — вечно.
Ибо что — время для временного, то век —
для вечного.
Считается семь веков этого мира, т. е. от сотворения неба и земли до общего конца и воскресения людей. Ибо есть частный конец — смерть каждого; но есть и общий, и совершенный конец, когда будет общее воскресение людей. А восьмой век — будущий.
Прежде создания мира, когда не было еще солнца, отделяющего день от ночи, не было века измеряемого; но было как бы некоторое временное движение и протяжение, которое тянулось подле и вместе с тем, что — вечно. В этом смысле век один; в том же смысле и Бог называется вечным, и даже предвечным, ибо и самый век Он сотворил: потому что Бог един только, будучи безначальным, Сам есть Творец всего, как веков, так и всего сущего. Говоря же о Боге, я, конечно, разумею здесь Отца и Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и Всесвятого Духа Его, — Единого Бога нашего [1].
Говорят же о «веках веков», потому, что и
семь веков настоящего мира заключают в
себе многие веки, т. е. многие жизни
человеческие, и о том едином веке, который
— как выше сказано, объемлет собою все веки;
также «веком века» называется век
настоящий и будущий. А вечная жизнь и
вечное мучение обозначают нескончаемость
будущего века. Ибо время по воскресении уже
не будет исчисляться днями и ночами, или
лучше — тогда будет один невечерний день;
так как Солнце правды ясно будет светить
праведным, а для грешных настанет глубокая
нескончаемая ночь. Поэтому, каким образом
будет исчисляться тысячелетнее время
оригеновского восстановления? Итак, Бог
есть единый Творец всех веков, как все без
изъятия создавший и сущий прежде веков.
[1] Григорий Богослов, слово 29,38, 41, 45, Migne, s, gr„ t. XXXVI, coll. 77, 320 etc. Перевод ч. III (1889), стр. 44, 197.