Глава XI
О том, что говорится о Боге телесным образом.
Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, — то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы [1].
Итак, под очами
Божиими, веждями
и зрением
должно разуметь Его всесозерцающую силу и
неизбежное (ни для какой твари) Его ведение,
так как и мы чрез это чувство приобретаем
себе совершеннейшее познание и убеждение.
Под ушами
и слухом —
Его
благоволение и принятие нашего моления;
так как и мы, когда нас просят, милостивее
склоняя ухо к просящим, чрез это чувство
проявляем к ним нашу благосклонность. Под устами
и речью —
выражение Его воли, так как
и мы устами и речью обнаруживаем сердечные
помыслы. Под пищею
и питием —
наше
стремление к Его воле, так как и мы чрез
чувство вкуса удовлетворяем необходимой
потребности нашей природы. Под обонянием
—
то, что показывает направленную к Нему
нашу мысль, так как и мы посредством
обоняния ощущаем благовоние. Под лицем —
Его откровение и обнаружение Себя
посредством действий, так как и наше лицо
служит нашим выражением. Под руками —
деятельную Его силу, так как и мы
посредством рук совершаем полезные,
особенно же благороднейшие наши действия.
Под десницею —
Его помощь в
справедливых случаях, так как и мы, при
совершении дел более важных, благородных и
большей силы требующих, действуем правою
рукою. Под осязанием —
Его точнейшее
познание и разумение вещей малейших и
сокровенных, так как и для нас осязаемые
нами вещи не могут иметь ничего в себе
сокровенного. Под ногами
и хождением —
Его пришествие и присутствие или для
вспомоществования нуждающимся, или для
отмщения врагам, или для другого какого-либо
действия, так как и мы посредством ног
приходим куда-либо. Под клятвою —
непреложность Его решения, так как и мы
взаимные договоры свои утверждаем клятвою.
Под гневом
и яростью
— Его
ненависть и отвращение к злу, так как и мы
то, что не согласно с нашей мыслью,
ненавидим и на то гневаемся. Под забвением,
сном
и дреманием —
отложение
отмщения врагам и замедление обыкновенной
помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все,
что говорится о Боге телесным образом,
содержит в себе некий сокровенный смысл,
научающий нас чрез то, что для нас
обыкновенно, тому, что выше нас, исключая
только то, что говорится о телесном
пришествии Бога Слова, ибо Он ради нашего
спасения воспринял всего человека, т. е.
душу разумную и тело, свойства
человеческой природы и естественные,
непорочные страсти [2].
[1] Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 1; О небесной иерархии, 15, Григорий Богослов, слово 31.
[2] Григорий Богослов, слово 31. 21